Самое ценное и дорогое, что существует в нашей стране, - это литература, именно она — основа внутренней культуры, которая закладывает вечные нравственные ценности, которые воссоздают строительство духовного «я». И чтобы этот процесс был целенаправленным, формирование художественного вкуса начинается с детства, с чтения книги, которая по-прежнему остаётся ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. На уроках литературы происходит становление личности человека, выработка системы нравственных ценностей, развитие мышления и речи. Поэтому, насколько интеллектуально развитым, творчески мыслящим и высоконравственным будет наше общество завтра, во многом определяется то, что и как сегодня читает и воспринимает ученик. Возрождение интереса, уважения к книге — одна из важных задач учителя-словесника. На уроках литературы я стараюсь пробудить у учащихся интерес к лучшим образцам литературы и искусства, воспитать хороший читательский вкус. Одна из форм моей работы — это проведение «Литературной гостиной», где главным становится само слово писателя или поэта. Это увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, - стимул для более глубокого постижения предмета. Совместная деятельность учителя и учеников способствует саморазвитию и самосовершенствованию, развивает мышление и творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию и духовному преображению. Были проведены «Литературные гостиные», посвящённые творчеству М.Ю. Лермонтова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Вероники Тушновой, Беллы Ахмадулиной. Проблемные ситуации, которые, также ввожу на уроке, способствуют самостоятельному поиску ответа, более глубокому проникновению в канву художественного произведения. Если ученик научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем начнёт вырабатывать собственные оценки персонажей, то процесс усвоения в его душе общечеловеческих ценностей будет способствовать духовному росту, нравственному развитию личности. Это начинается с осознания долга, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. Словесник в школе — главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и вся великая плеяда представителей русской литературы. К этому нравственному началу всегда можно обратиться за духовной помощью.



















учитель русского языка и литературы Тарасенко И.Е.